Церковь Сан Лоренцо (1420-1428)

Церковь Сан Лоренцо, Флоренция / www.brunelleschi.ru К XV веку возведение церквей перестало быть делом епископов и монашеских орденов, а перешло в руки городских властей и мирян, как своеобразный символ благочестия, богатства и гордости городского населения.

Джованни ди Аверардо Медичи (Giovanni di Bicci), основатель рода Медичи, отец Козимо Старшего, «человек уважаемый, один из самых значительных в городе и богатый», задумал перестроить собор, бывший тогда маленькой приходской церковью. Его в этом замысле поддержали состоятельные прихожане, желавшие устроить в трансепте фамильные капеллы.

В 1419 году, когда Брунеллески еще продолжал работать над планом сооружения купола собора Санта Мария дель Фьоре, ему впервые было предложено построить здание полностью по своему собственному проекту. По свидетельству Манетти, Медичи пригласил Брунеллески разработать новый проект для церкви Сан-Лоренцо, «желая сделать вещь красивую и богатую».

Церковь Сан Лоренцо во Флоренции была основана Святым Амвросием в 393 году, в XI веке была реконструирована в романском стиле. Перед Филиппо была поставлена новая задача — создать храм, отвечавший гуманистическим идеям, в нем не должно было быть ничего таинственного, трансцендентного. Ровный свет, четкие пространственные границы, ясный пропорциональный строй, гармония плоскости, линии и цвета — все то, что пришло на смену готике и что Филиппо первым воплотил в церковном зодчестве. Перестройка церкви Сан Лоренцо растянулась на долгие десятилетия. Первоначальную базилику середины XI века и колокольню (1278-1279) сносили постепенно, дабы не нарушать ход церковной службы. Новое здание начали со стороны хора еще при приоре Дольфини, к которому восходит центральная капелла хора (1419).

Когда Брунеллески получил заказ на проект всей церкви, он выполнил два варианта:

- с капеллами в одном трансепте,

- с капеллами в трансепте и в боковых кораблях.

Так как поначалу не нашлось достаточно желающих обзавестись фамильными капеллами во всей церкви, то был выбран первый вариант. В качестве модуля Филиппо взял квадрат центральной капеллы Дольфини, которая была начата постойкой в 1419 году и унаследована Брунеллески. Первый камень проекта Брунеллески был заложен 21 августа 1421 года. Но строительство часто прерывалось, работы над отделкой внутреннего убранства церкви были закончены только в 1469 году, уже после смерти архитектора, фасады так и остались незавершенными. Не смотря на это, здание церкви Сан Лоренцо дает полное представление о замысле Брунеллески. Первоначально в замысел Филиппо входила перестройка всей церкви, и более того, он задумал перепланировку целого квартала, намереваясь включить в новый комплекс заказанное ему палаццо Медичи; это был один из первых градостроительных проектов мастера.

Он хотел создать замечательный городской ансамбль и очистить площадь вокруг Сан-Лоренцо от торговцев, а заодно снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма. Но жители и отказываться от своих жилищ не собирались, к тому же за них вступился Козимо Старший, сын Джованни Медичи, негласный властитель Флоренции, и Брунеллески пришлось отказаться от своих грандиозных планов.

Старая сакристия церкви Сан Лоренцо

Декорирование интерьера церкви

Дальнейшая перестройка церкви

Работая над проектом церкви, Филиппо должен был ориентироваться на базилику XI века, которую разрушали по частям, соответственно ходу новой постройки. Это была трехнефная романская базилика раннехристианского типа, с открытой седловидной крышей, без трансепта. Центральный неф ее перекрыт плоским кессонированным потолком, боковые нефы — парусными сводами, с аркадой из коринфских колонн. Но этот архитектурный тип Брунеллески радикально переработал прежде всего благодаря совсем новому пропорциональному строю. В ней он создал тип ренессансного центрического сооружения, квадратного в плане и перекрытого куполом, покоящимся на парусах. Четкость архитектурных членений интерьера подчеркнута темными полосами пилястр, карнизов и арок, выделяющихся на светлом фоне стен. Следуя теории гармоничных пропорций, Брунеллески придал интерьеру церкви Сан-Лоренцо удивительную гармоничную цельность. Он был убежден, что секрет безупречной архитектуры заключается в придании «правильных» пропорций (т. е. коэффициентов пропорциональности, выраженных простыми целыми числами) всем значимым размерам здания.

"Неперекрытые сводами центральный неф и трансепт придают этому храму сходство с церковью Санта-Кроче. Но его отличает другой принцип расположения всех частей. В основе архитектурной композиции лежат квадраты: четыре больших образуют хоры, средокрестие и крылья трансепта; еще четыре объединены в центральный неф; остальные квадраты, составляющие 1/4 от больших, образуют боковые нефы и примыкающие к трансепту капеллы (в первоначальный проект не входили прямоугольные капеллы с внешней стороны боковых нефов). Однако, можно заметить некоторые отклонения от этого плана. Так, например, длина крыльев трансепта немного больше, чем их ширина, а длина центрального нефа не в 4, а в 4,5 раза больше его ширины" X. В. Янсон.

Рассказывает, что Брунеллески, разрабатывая план церкви Сан Лоренцо, «очень неохотно согласился строить трехнефную церковь, так как это казалось ему жалким», и намеревался первоначально заменить боковые нефы капеллами, открывающимися в главный неф. Он преобразил традиционную схему, в Сан Лоренцо и Санто Спирито он разделил нефы монументальными коринфскими колоннами классического облика и пропорций, энергично подчеркнул тяги карнизов, плоские потолки кессонные, как в античных строениях. Строгая красота прямых линий подчеркивает логику ордерных отношений, подчиняет пространство законам линейной перспективы, ее возвышенной и строгой гармонии.

Слева расположена Старая ризница работы Филиппе Брунеллески. Рядом с главным алтарем могильная плита показывает, где похоронен Козимо Старший Медичи. Эту огромную честь ему оказали горожане, которые провозгласили его Патер Патриае, то есть Отцом Отечества.

Сан Лоренцо — первая церковь, построенная в ренессансном стиле. Ее просторное, открытое пространство с великолепно найденными членениями позволяет зрителю ощущать пропорциональный строй как единое целое, разом родившееся в голове зодчего. Здесь пространство, свет, стены и членения так тесно взаимодействуют, что их невозможно воспринимать порознь, на каждом шагу сквозит радость бытия, не омраченная сознанием греховности человеческой природы.

Одновременно с возведением купола флорентийского собора и перестройкой церкви Сан-Лоренцо, Брунеллески работал над другими проектами:

Капелла церкви Сант Якопо Сопрарно, капелла Барбадори в церкви Санта Феличита, палаццо Барбадори

Палаццо ди парте Гвельфа (1420—1442)

Плотина при осаде Лукки (1429)

Брунеллески - мастер фортификаций и консультант