Дальнейшая перестройка церкви
Церковь Сан Лоренцо (1420-1428)
После смерти Джованни Медичи работы в церкви Сан Лоренцо надолго прекратились, и опять начато в 1441 году, когда Козимо Медичи, объединившись с состоятельными гражданами, финансировал дальнейший ход строительства, закончено после 1460 года.
Собор Сан-Лоренцо может служить ключом ко всей архитектуре раннего Возрождения. По форме базилика отличается от традиционных церковных базилик с нефом (центральным), боковыми приделами и апсидой (полукруглым выступом, которым заканчивается неф). Новое проявляется в деталях, в которых Брунеллески творчески преломляет классические традиции — в капителях, фризах, пилястрах (прямоугольных колоннах, встроенных в стену). Весь проект церкви отличается необычной непрерывностью, где отдельные части рационально связаны между собой и создают зрительную и интеллектуальную гармонию. В это время проект Брунеллески был расширен путем дополнения капелл в боковых нефах (возможно, что это было возвратом к одному из вариантов раннего проекта).
К моменту смерти Брунеллески большая часть трансепта была завершена (кроме купола) и начата постройка продольного корабля, которая была продолжена его помощником — столяром Антонио ди Манетто Чьяккери, по прозвищу Манетти, который руководил строительством до своей смерти (1460). При нем был перекрыт трансепт, возведен неудачный купол (без ребер и окон), исказивший первоначальный замысел Брунеллески, сооружен в основном центральный корабль и начаты боковые.
Лишь в 1465 году, уже после сноса колокольни, приступили к возведению капелл правого нефа. К смерти Пьеро де Медичи (1469) интерьер церкви был завершен, фасад же никогда не был закончен и возвышается по сей день в виде сырой стены, подготовленной для мраморной облицовки.
В 1516 г. папа Лев Х поручил облицовку церкви Микеланджело, который отдался этой работе со всей страстью. Однако из-за прекращения финансирования облицовка так и не была выполнена.
Прекрасную Новую сакристию спроектировал также Микеланджело в 1520-1534, уже по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.
Библиотека Лауренциана была построена Микеланджело 1524-1534, он спроекрировал вестибюль с изумительной лестницей, напоминающей течение расплавленной лавы, а также весь интерьер читального зала.