Палаццо ди парте Гвельфа (1420—1442)
Трудно определить, какую роль сыграли творения Брунеллески в создании нового типа городского дворца, так как его светские постройки погибли или были значительно переделаны, а в отношении палаццо Бузини (ок. 1427 г.) его авторство остается спорным. Недостроенный палаццо ли Парте Гвельфа остается единственным светским строением, для которого авторство Брунеллески засвидетельствовано документально.
Заказчиком дворца выступала могущественная гвельфская партия, в эти годы начавшая постепенно терять свое влияние. Капитаны гвельфской партии решили построить роскошный палаццо, который бы демонстрировл силу партии, которой она фактически уже не обладала.
Проект дворца был выполнен около 1420 года и представляет собой самый ранний пример использования ордера в композиции городского палаццо Возрождения. Брунеллески проявил себя как новатор, решительно порывавший со средневековыми традициями в архитектуре. Пропорции здания, его членения и формы определяемые системой классического ордера, составляет наиболее примечательную особенность этой постройки.
Углы палаццо Брунеллески углы четко выступают, усиливая членение стены по вертикали, благодаря усилению гладкими пилястрами, с зазором между ними, Впоследствии такие пилястры часто применяли Альберти и Браманте.
Фасад палаццо ди парте Гвельфа прост и ясен по композиции, но эта простота и ясность достигнуты в результате тонкого пропорционального расчета. Брунеллески и в этом проекте использовал немного форм, сочетая прямые линии с закругленные. Окна выходят в большой зал для собраний, залитый ровным светом, отражающимся от белых штукатуренных стен. Коринфские пилястры опираются на деревянную панель, лежащую на скамье, лежащую по периметру зала. В целом постройка дворца продвигалась медленно, дворец остался недостроенным, отделка зала для собраний затянулась до 1452 года. Выполненный в 1557 году Вазари потолок зала оказался слишком тяжеловесным для легких пропорций Брунеллески.
По красоте своих пропорций и ясности членений зал палаццо ди парте Гвельфа принадлежит к числу прекраснейших интерьеров раннего Возрождения. Брунеллески создал красивый фасад ренессансного стиля предельно простыми средствами, без всякой претензии на роскошь.
В целом же 20-30-е годы были неблагоприятными для постройки палаццо и вилл. Здесь играли роль не только военные события, но и опасения богатых граждан слишком сильно выдвинуться из гражданского коллектива. В этом отношении показателен рассказ, приводимый в старых источниках («Анонимо Гаддиано» и Вазари). По заказу Козимо Медичи Брунеллески выполнил проект палаццо, который показался вельможному заказчику слишком роскошным, и он отказался от его осуществления под предлогом недостатка средств. Пришедший в ярость Филиппо разбил свою модель на тысячи кусков. Вероятно, это происходило в годы, предшествовавшие изгнанию из Флоренции Козимо Медичи, либо вскоре после его возвращения (1434). Во всяком случае, все ранние флорентийские палаццо (Бузини, Каппони) очень скромны по внешнему виду и по внутренней отделке, далекие от демонстрации роскоши их владельцев.
Но все же еще при жизни Брунеллески происходит эволюция городского палаццо. По представлению архитектора настоящий ренессансный дворец должен быыть трехэтажным, квадратным в плане объемом здания, с кладкой из флорентийского тесаного камня, с тремя огромными входными дверями на первом этаже. На верхнем этаже семь окон на каждой стороне объединенны балконом, проходящим по всей длине фасада.