Скульптурное и цветовое декорирование капеллы
Капелла Пацци (1429-1443)
В основном Брунеллески ограничивался излюбленным им цветовым сочетанием — белая оштукатуренная стена и темно-серые членения из pietra serena. В капелле Пацци во Флоренции наблюдается использование им необычайно ярких цветов в рельефах из поливной глазури.
Скульптура в капелле органически включена в тектоническую систему стены, строго соотнесена с ее общей композицией и не заменяет, как в готике, массу стены, но входит органической составной частью в ее рельеф.
Полихромные рельефы из поливной терракоты, подчеркивающие архитектурное членение помещения капеллы, оживляющие гладкую поверхность стен, в сочетании с другими закругленными формами интерьера, смягчают благородную строгость внутреннего убранства капеллы. Медальоны были выполненны скульпторами Лукой делла Роббиа и Дезидерио да Сеттиньяно, а частично, предположительно, и самим Брунеллески.
В медальонах на парусах изображены четыре евангелиста, а в медальонах на стенах — двенадцать апостолов. Нижний угол парусов заполнен гербами рода Пацци, изображающими двух дельфинов. Фриз украшен чередующимися херувимами и агнцами, символизирующими цех Лана, к которому принадлежало семейство Пацци.
Фоны фриза — темно-синие, головки херувимов — коричневато-красные и ультрамариновые, агнцы — красновато-желтые, рамочки—зеленые, цветы на земле — красные. Фоны гербов — темно-синие, дельфины—коричневато-желтые. Еще ярче цвета поливной глазури в медальонах — светло-голубые фоны, изумрудно-зеленый, густой синий, фиолетовый. Красные, зеленые и синие цвета сочетаются и на витраже капеллы хора.