Планировка помещения
Капелла Пацци (1429-1443)
С самого начало архитектурной деятельности Брунеллески тяготел к центрическим формам. Вполне естественно, что вскоре он обратился к идее создания центрально-купольной постройки. Центрическое пространство завоевало привелигерованное положение в архитектуре Ренессанса. Это произошло не только благодаря его символическому значению Божественной гармонии, но и по причине его уравновешенности и соотносимости с человеком, придающих ему веру в собственные силы и умиротворение. Идея такой постройки уже лежала в основе Старой сакристии церкви Сан Лоренцо.
В небольшой капелле Пацци, расположенной в глубине узкого двора флорентийской церкви Санта-Кроче, эта конструкция также еще не получила полного выражения, поскольку простой в плане квадрат здания был расширен в боковые стороны до прямоугольника в результате введения двух компартаментов.
Перекрытая в центре куполом, а по бокам полуциркульными сводами, капелла Пацци отличается ясностью пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декоративной отделки.
Брунеллески спроектировал капеллу так, что она сочетает в себе поперечное развитие пространства интерьера с центрической композицией, а снаружи подчеркнуто фасадное решение здания с его купольным завершением. Тем самым пространство интерьера вытягивается в ширину, не утрачивая в то же время своего центрического характера, чему в первую очередь содействует купол.
Основные пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система здания с куполом на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями креста по его сторонам. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом.
Фасад капеллы открывается во двор шестиколонным портиком с большим центральным проемом.