Фонарь и эдикулы флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре (1436-1446)
После завершения купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре Брунеллески приступил к проектированию фонаря и эдикулов (полукруглых выступов) на нем.
Около 1432 года он выполнил первые наброски фонаря, а в 1436 году была готова деревянная модель, которая и заняла первое место на конкурсе. В Музее собора сохранилась модель фонаря, но авторство Брунеллески ставится под сомнение.
Когда фонарь был наполовину готов, Филиппо ушел из жизни. В последующей отделке участвовали Микелоццо, Манетти и Бернардо Росселлино, уточнившие все декоративные детали и типы капителей. В 1472 году Верроккьо установил крест на шаре, расположенном на пирамидальной крыше храма.
Фонарь и эдикулы флорентийского собора находятся на очень большой высоте, потому мастер их укрупнил, сделал более массивными, иначе на такой высоте они были бы неразличимы для глаза зрителя.
Фонарь собора по замыслу Брунеллески приобрел восьмиугольную форму, напоминая планировку церкви Санта Мария дельи Анджели. Снаружи мастер окружил фонарь пилястрами и контрфорсами. Чтобы фонарь был более устойчивым к сильным порывам ветра на большой выстоте, он сделал фонарь сквозным, контрфорсы также имеют проемы.
Филиппо удалось создать идеальное по своей легкости и изяществу завершение огромного купола, в котором слились античные, проторенессансные и готические веяния. Беломраморное сооружение, обладающее удивительно выверенными пропорциями, что свойственно всем творениям великого зодчего и скульптора, венчающее шатер собора, органично вписалось в облик храма.
К работе над эдикулами (полукруглые выступы), завершающими собою выступающие части опорных столбов купола и введенными для нейтрализации горизонтального распора, Филиппо приступил в 1439 году. Первоначально были намечены в качестве членений пилястры, но затем строительная комиссия остановилась на полуколоннах. При жизни Брунеллески (в 1445 г.) была начата лишь эдикула над северной сакристией, остальные были завершены уже под руководством Манетти и Бернардо Росселлино.
Учитывая большую высоту, Брунеллески, чтобы создать более богатую игру светотени, утяжелил членения и ввел глубокие ниши с раковинами в полукуполах (конхах). Над капителями он расположил импосты, завершающиеся шарами.