Раннее Возрождение в Италии
Первые десятилетия были для искусства Италии временем нового перелома, превзошедшего по своей радикальности, чем тот, который потряс Италию во времена Данте и Джотто. В архитектуре, скульптуре и живописи в начале века сложились основы новой художественной системы, предопределившей направление развития европейского искусства. За пределами Италии происходят решительные сдвиги в разных областях культуры Нидерландов, Германии, но в самой Италии они носили всеобъемлющий характер, заложив основу для блистательного расцвета культуры и искусства Возрождения.
Гуманизм в XV веке проделал сложную эволюцию, именно ему принадлежит ведущее место в общественной мысли Италии в эту эпоху. Бывший в эпоху третеченто уделом немногих энтузиастов, гуманизм становится широким и мощным течением, оказавшим огромное влияние на всю культуру раннего Возрождения. Вернувшись из "авиньонского пленения", папы окружили себя гуманистами, покровительствовали людям искусства. Более того - в XV веке гуманисты дважды восседали на папском престоле. В частных гуманистических школах получают образование будущие государственные деятели, дипломаты, ученые, писатели.
Наиболее полное воплощение новые гуманистические представления о мире и человеке нашли в искусстве. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку прекрасным, и он захотел видеть красоту во всем, чем он сам себя окружил в этом мире. И потому задачей архитектуры стало как можно более прекрасное обрамление человеческой жизни. Так красота стала конечной целью архитектуры. Людям Возрождения красота представлялась как понятие точное, объективно определяемое, для всех одинаковое.
XV век принес с собой переворот в искусстве, который заключался в том, что отношение как к средневековому искусству, как и к византийскому изменилось. И, если ранее центрами культуры в Европе были Франция и Германия, то в XV веке ведущее место переходит к Италии.
Раннее Возрождение в Италии - одна из вершин в истории развития европейской скульптуры, период утверждения в ней гуманистических и реалистический тенденций, новой художественной системы. Эти процессы происходили и в других европейских странах, однако в Италии они были особенно сильны и послужили началом развития культуры и искусства раннего Возрождения.
Крупные изменения происходят в общественной жизни страны. Политические кризисы предшествующего периода приводят к тому, что небольшие города-коммуны и маленькие княжества уступают место крупным региональным государствам - Венеции, Флоренции, Милану, Неаполю. Начинается борьба Флоренции и Винеции против Миланского герцогства, добивавшегося власти над всей Италией. В этой борьбе Миланское герцогство было побеждено. Эта победа трактуется как торжество республики, народовластия над тиранией. Огромное экономическое могущество сосредотачивается в руках правителей, и Италия вступает в период относительной стабильности и благополучия.
Изменилось само пространство вокруг человека. В архитектуре стали преобладать светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома, Используя ордерное (колоннадное) членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественность в сочетании с легкостью, гармоничность и соразмерность человеку (в отличие от готики, которая человека подавляла).
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству, в котором причудливая дымка света играет с невесомой прозрачностью тени. Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Питер Брейгель, Иероним Босх в Нидерландах, Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии, Фуке, Гужон, Клуэ во Франции последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности – передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе обнаженной) и реальной среды – интерьера, пейзажа, всего, что окружало человека и составляло часть его бытия. воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Да, источник вдохновения для них был в античной культуре. Но в их творчестве, как в правдивом зеркале, отражался окружающий мир. А ведь эпоха Возрождения – это еще и эпоха войн, моровых эпидемий (чума, оспа), все еще стойкого церковного мракобесия, когда на кострах инквизиции заживо сжигали людей, а народ, распаленный страстными призывами монаха-доминиканца Савонарола к уничтожению произведений гуманистов, сжигал на аналогичных кострах творения Петрарки, Леонардо да Винчи и многих, многих других. На костре сожгли Джордано Бруно, Галилея заставили отречься от своих убеждений…
Однако искусство Раннего Возрождения при всей своей ограниченности не было однозначно натуралистическим и простым. Оно было сложным, противоречивым, и эта внутренняя противоречивость вела его вперед. В искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, с самого же начала намечается другая, синтезирующая тенденция: неразрывно связанная с созданием обобщенного, монументального и героического образа совершенного человека. Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения - Брунеллески. Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.