Церковь Санта Мария дельи Анджели (1434-1446)

Церковь Санта Мария дельи Анджели, Флоренция / www.brunelleschi.ru Кондотьер Филиппо ди Стефано дельи Сколари, известный под именем Пиппо Спано, впоследствии перешедший на службу к венгерскому королю Сигизмунду, оставил в завещаннии 5 тыс. флоринов цеху Калимала для постройки Оратория Сколари на территории Камалдолесского монастыря.

В 1434 г. Брунеллески выполнил модель церкви, и начал строительство, доведя постройку до 4,5 м высоты. Но в 1437 г. Флоренция вступила во вторую войну с Луккой и национализировала оставшиеся деньги, вследствие чего возведение капеллы прервалось.

По преданию, в монастыре сохранялись модель храма и рисунки Брунеллески (ныне утрачены), с них были сняты несколько копий. В XVIII-XIX было несколько попыток реконструкции Оратория. Последняя кардинальная перестройка поводилась в 1934-1940 годах. В настоящее время удалось приблизить к первоначальному замыслу Брунеллески лишь нижнюю часть здания, возведенную еще при жизни архитектора. Остальная часть постройки, создававшаяся гораздо позже, своими пропорциями далека от брунеллескиевской ясности.

Вазари назвал его «очень своеобразный храм дельи Анджели», и по сей день он считается одним из самых загадочных и революционных творений архитектора. Храм Санта Мария дельи Анджели поражает необычностью и новизной своего архитектурного решения, в нем Брунеллески соединил всех свои новаторские приемы, а также заимствованные из проторенессансных, средневековых, и античных источников,

Подкупольное пространство было спланировано Брунеллески в форме восьмиугольника, ставшего основой центрического плана церкви. К его сторонам примыкают восемь капелл квадратной планировки, причем они удлинены за счет апсид с узкими проходами, так, что через них все капеллу можно обойти по кругу. По низу капелл идет широкий простой цоколь из темного песчаника, и продолжается в обрамлениях проходов и стен капелл.

В часовне Санта Мария дельи Анджели восьмиугольник интерьера перетекает в шеснадцатиугольник фасада, именно шеснадцатигранная форма придана снаружи церкви. Его стороны были украшены чередующимися широкими нишами (около 3 м шириной) и окнами, стороны фасада и ниши четко обрамлены. По низу расположен цоколь, углы закреплены трехступенчатыми гуртами.

Ранее предполагалось, что идея планировки этого храма была позаимствована у римских памятниках античного периода, сейчас же исследователи преимущественно склоняются к мнению, что она была навеяна образцами современной ему флорентийской архитектуры, в частности баптистерием и собором Санта Мария дель Фльоре, с которыми он вплотную соприкасался в своей строительной деятельности.

Удивительно, но прямолинейные и изогнутые плоскости стен капеллы сохраняют присущую храмам Брунеллески легкость, внутренние и наружные членения тяготеют к плоскости, плоским пилястрам отдается предпочтение перед полуколоннами, благодаря чему маскируется массивность скрытых за ними столбов. Но самое главное — это создание идеально уравновешенного центральнокупольного пространства со своим сложным ив то же время ясным и изящным планом. С фронтальной стороны восьми мощных столбов поставлены под углом друг к другу и не вплотную по два коринфских пилястра, на которые должны были опираться архивольты аркады. Над аркадой шел антаблемент, а над ним возвышался восьмигранный барабан с круглыми окнами, вписанными в декоративные люнеты. Здание увенчивалось куполом и фонарем. Широчайшее распространение в ренессансной архитектуре найдут стенные ниши, которые использовал зодчий в храме.

Хотя церковь Санта Мария дельи Анджели так и осталась недостроенной мастером, но даже на реализованном уровне она вызывала повышенный интерес и удивление у современников.