Ученики и последователи Брунеллески
Огромное значение в художественной культуре XV века имела архитектура, прошедшая за сто лет величественныи путь развития, создавшая новый высокий стиль, оказавший глубокое влияние на зодчество всех стран Европы. На смену готическому стилю пришли новые архитектурные формы, сочетавшие античное наследие (понимание пропорций, ордер и др.) с новаторским воплощением гуманистического мироощущения, нашедшие свое воплощение в мощных строениях как в храмовых, так и в светских - общественных зданиях и дворцах (капелла Пацци и Оспедале дельи Инноченти - Брунеллески, палаццо Медичи-Риккарди - Микелоццо, палаццо Ручеллаи - Альберти во Флоренции и др.).
Архитектура Брунеллески, отличавшаяся ясностью своих конструктивных методов, нашла в XV в. гораздо большее число продолжателей, чем архитектура Леона Баттисты Альберти (1404—1472). Однако, высокая созерцательная природа искусства Брунеллески неизбежно ослабевала у его последователей.
Микелоццо ди Бартоломео (1396—1472)
Бенедетто да Майяно (1442—1497)
Джулиано да Сангалло (1445—1516)
XV век ознаменовал собой период коренных перемен в европейском искусстве. Античные мотивы в постройках Брунеллески обозначили переход от готики к Возрождению. Ученики и последователи Брунеллески продвигали его начинания, испытывали и развивали их при решении самых разнообразных проблем. Его последователи продолжали замысел Брунеллески в том, чтобы ввести в архитектурную практику колонны, фронтоны, карнизы, скопированные с античных руин.
Новаторы поколения Брунеллески вывели итальянское искусство на новый уровень, опередив художественные процессы в других странах.