Микелоццо ди Бартоломео (1396—1472)
Ученики и последователи Брунеллески
Творчество Брунеллески не исчерпывает картины флорентийской архитектуры первой половины и середины XV века. Одним из зачинателей раннего Возрождения является и его младший современник Микелоццо ди Бартоломео, давший разработки ряда новых архитектурных идей. Он был также скульптором круга Донателло.
Перестраивая церковь Сантиссима Аннунциата (1444—1455), Микелоццо превратил трехнефный интерьер в однонефный с боковыми капеллами и задумал необычный, решенный как «идеальное» центрическое купольное здание, круглый хор с 10-ю капеллами, впоследствии достроенный Альберти.
Замечателен и сооруженный по заказу Козимо Медичи ансамбль монастыря Сан Марко доминиканского ордена проповедников (1436—1441) с его регулярной планировкой, возможно, навеянной Воспитательным домом Брунеллески. В архитектуре этого монастыря, чистоте и легкости рисунка аркад внутреннего двора и базиликального зала библиотеки, облике светлых сводчатых келий есть характерная для флорентийского искусства этой эпохи благородная простота, близкая украшающим монастырь росписям фра Анджелико. В формах и в строгих архитектурных пропорциях монастыря словно нашла отражение суровость жизни и обычаев этого монашеского ордена. Уходящая вдаль перспектива колонн библиотеки Сан-Марко лишена украшений, но поражает совершенством чередований проемов, ритмичностью безупречно «логического» повтора арок и колонн.
С именем Микелоццо связано строительство первых ренессансных загородных усадебных домов — виллы Медичи в Карреджи близ Флоренции (ок. 1459) и виллы Медичи во Фьезоле (ок. 1458—1461). По-видимому, он был и создателем парка нового типа: в парке виллы Джулиано Медичи во Фьезоле, расположенном на склоне холма, появляется принцип террасной планировки, ставший позднее характерным для итальянских парков.
Но Микелоццо вошел в историю итальянской архитектуры прежде всего как один из создателей ренессансного типа городского дома-палаццо.
Палаццо Медичи-Риккарди (1444—1452), построенное им для Козимо Медичи, явилось программным воплощением новых архитектурных принципов. В простоте и скупости его форм, мощной пластике объема, характерном плане с квадратным внутренним двором проступает связь с традициями флорентийской дворцовой архитектуры конца XIII-XIV веков. В то же время решение фасада подчинено четко выявленным тектоническим отношениям. Нижний этаж, предназначенный для служебных помещений, трактован как монолитный цоколь (окна здесь очень малы и высоко подняты), облицованный рустованным камнем и прорезанный мощной аркой ворот. Парадный второй и жилой третий этажи легче по пропорциям, облицованы гладко отшлифованным камнем, что делает их зрительно более легкими. Наконец, монументальный, сложно профилированный, сильно вынесенный вперед карниз завершает здание с той же логикой, с какой капитель увенчивает колонну. Сочетание рустовки стен (прием, который примененил Брунеллески при строительстве палаццо Питти) с типологией палаццо Ручеллаи, спроектированного Альберти, подчеркивая контраст между рустом (переходящим в гладкую поверхность на третьем этаже) и проемами окон, тонко прочерченных посредине колонками. Крохотная, лишенная естественного света капелла, расположенная в верхнем этаже дворца Медичи-Риккарди, была задумана Микелоццо как маленькая драгоценность, скрытая в каменной громаде здания: резьба деревянного потолка позолочена, пол покрыт тончайшим геометрическим узором мраморной мозаики. Этот тип дворца стал классическим для раннего Возрождения, определил развитие архитектуры городского дворца во Флоренции второй половины XV века.
С именем Микелоццо ди Бартоломео связано становление архитектуры раннего Возрождения в Ломбардии. Он работал 50—60-е годы в Милане, с еще одним видным флорентийским архитектором Антонио Аверлино, больше известного под псевдонимом Филарете (ок. 1400—1467). И тот и другой в то же время испытали влияние местных традиций, о чем, в частности, свидетельствует декоративная насыщенность композиции портала банка Медичи в Милане, выполненного Микелоццо (Милан, музеи Кастелло Сфорцеско, 1460-е гг.).
Творчество Брунеллески и Микелоццо представляет первый этап развития архитектуры раннего Возрождения в Италии. Следующий ее этап связан с именем Леона Баттисты Альберти (1404—1472).