«Распятие» в церкви Санта Мария Новелла (ок. 1410)
Вазари в биографии Брунеллески упоминает «Распятие» в Санта Мария Новелла, которое было выполнено мастером, победившим в жестокой конкрентной борьбе с Донателло. Деревянное распятие обычно относят ко времени около 1410 года. Мастер изобразил идеально возвышенного Христа, но без излюбленной у позднеготических мастеров преувеличенной экспрессии.
Сторйная фигура Спасителя вырезана без резкого изгиба, без напряжения, с утонченными руками и ногами. Филиппо стремился в изображении к гармонии, к той же гармонии, которая определяла и строй его пропорций в архитектуре. Одним из первых Брунеллески изобразил фигуру Христа совершенно обнаженной, без набедренной повязки.
В целом образ, лишенный яркой индивидуальности, близок к «мягкому стилю» мастеров севера Европы.
К сожалению, не сохранилась деревянная статуя Марии Магдалины, исполненная для одной из капелл Санто Спирито, как и другие скульптурные работы Брунеллески.
Пластикой Брунеллески больше занимался в молодые годы. Возможно, что неудачные соревнования с Гиберти послужили причиной того, что Брунеллески постепенно отошел от скульптуры. Архитектура и техника все более привлекали к себе внимание мастера, и именно как архитектор, а не скульптор сказал Брунеллески свое решающее слово. Тем не менее факт совмещения в одном лице ювелира, скульптора, архитектора и инженера говорит о необычайной разносторонности мастера, облегчавшей ему возможность самому изготовлять архитектурные и технические модели и лучше оперировать пластическими объемами, к чему его приучила скульптура. Искусство гнездилось не только в голове Брунеллески, но и в его руках, руках опытного ремесленника, привыкшего делать тончайшие вещи. Этим Брунеллески был близок многим из его современников, однако от них он отличался тем, что ремесленную рутину он не только преодолел, но и поставил на службу решению совсем новых задач, и одной из задач была научно обоснованная перспектива с единой точкой схода линий.