Конкурс 1418 года
Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436)
В центре всех архитектурных начинаний коммуны стояло возведение купола флорентинского собора, которое рассматривалось как дело чести всей республики и которое поглощало львиную долю всех средств. Громадный купол должен был стать центральным элементом и Флорентийского собора. Для флорентинцев он был не только символом города и коммунальных вольностей, но и символом всей флорентийской республики. Флорентинцам хотелось, чтобы их процветавший город имел самый большой и самый высокий купол в Италии, который возвышался бы над Флоренцией, напоминая всем о ее величии. и флорентийские правители, и цеховые организации, и купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. Возведение соборного купола стало величайшим событием в жизни Флоренции на протяжении всего XV столетия. Сравниться с ним могло только украшение дверей Баптистерия Сан Джованни. Эти два храма, стоявшие напротив друг друга, в то же время противостояли друг другу как старинный - новому. К их строительству и украшению были привлечены два крупнейших мастера Флоренции - Брунеллески и Гиберти.
Начало строительства собора относится к 1294 г. Работы то велись, то приостанавливались, и в основном здание было уже возведено, но в начале XV в. строители не столкнулись с технической задачей, казавшейся почти неразрешимой. Предстояло перекрыть огромное пространство куполом, опиравшимся на возведенный к тому времени восьмиугольник барабана, при чем городские власти, утомленные многолетним строительством, отказались оплачивать строительство высоких лесов.
К 1380 году здание подвели под купол и флорентийцы объявили конкурс на завершение строительства, но долгожданная постройка значительно отличалась от первоначально задуманного проекта, и диаметр основания будущего купола составил 42 м, такую задачу решить никто не взялся.
В 1418 году был вновь объявлен конкурс на лучший проект купола, к участию в нем допускались только флорентийские мастера, поскольку строительство купола считалось делом патриотическим, а в жюри входили только граждане Флоренции. Предложения были самые фантастические — поскольку невозможно было выстроить леса на такую высоту, то предлагалось построить внутри башню и по ее шатру выложить купол или насыпать внутри огромный земляной холм и выложить купол вокруг него. Лучшими были признаны модели Брунеллески и Гиберти, причем проект Брунеллески, предложивший новаторский способ кирпичной кладки без лесов, сразу вызвал сенсацию.
Имена Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти в связи с архитектурно-инженерной деятельностью впервые появились в флорентийских документах в 1404 году — они были включены в группу экспертов, поскольку при возведении барабана опять допущена ошибка в расчетах. Первый рисунок купола, выполненный Брунеллески, датируют 1417 годом, хотя работу над проектом купола он начал еще в 1402 году, но держал это в секрете.
В ноябре 1419 года был создан специальный комитет, состоящий из 4 человек. В феврале следующего года этот комитет предложил Брунеллески совместно с Гиберти сделать еще одну, окончательную модель, которая была закончена в апреле. И должность главного архитектора соперники разделили между собой... В истории искусства благодаря Манетти принято осуждать членов жюри, которые не оценили сразу дарование великого зодчего и дали в соавторы Гиберти, не занимавшегося архитектурной деятельностью и только мешавшего ему в осуществлении смелых замыслов. В действительности до 1418 года Брунеллески как архитектор и инженер был, по сути, совсем неизвестен, во всяком случае, во Флоренции; Гиберти к тому времени уже зарекомендовал себя как скульптор и организатор работ по украшению дверей Баптистерия. Брунеллески до 1418 года работал преимущественно как ювелир и скульптор, искусный часовщик и мастер музыкальных инструментов.
«Жизнеописание» Манетти и «Комментарий» Гиберти дают две различные версии конкурса на создание купола. В интерпретации Манетти, Брунеллески спокойно ждал, что заказчики вынуждены будут признать его, единственного, кто способен без помощи лесов построить грандиозный купол, покрывающий колоссальное пространство основания. Гиберти же склонен считать проект плодом коллективного творчества, в котором учавствовать в полной мере у него не было возможности из-за обилия других проектов - даже декорировение дверей Баптистерия было еще не завершено ко времени проведения конкурса. В действительности идея постройки двухслойного карскса, укрепленного ребрами — это инженерное решение, которое всегда считалось плодом технического гения Брунеллески.
Согласно легенде, самолюбивому Брунеллески не нравилось то, что Гиберти, мало смыслящий в инженерном деле, получает почести и жалование наравне с ним, и он прибег к хитрости. В ответственный момент возведения купола он притворился больным, а всех приходящих к нему за консультацией отправлял к Гиберти, вследствие этого был полностью удовлетворен неудачей соперника. Хотя скорее всего, это всего лишь сплетни мелких завистников и с самого начала строительства купола собора функции двух архитекторов были разделены, и инженерный гений Брунеллески никем не оспаривался. Гиберти был архитектором-художником, а Брунеллески, скорее, конструктором и инженером. К тому же Гиберти с каждым годом все меньше появлялся на строительной площадке (к 1423 году он должен был ежедневно проводить на постройке один час), и плата его уменьшалась, тем более, что заказов у него было предостаточно.
Начав строительство в 1420 году, великий флорентийкий зодчий блестяще реализовал свой проект к 1434 году. Уникальное творение инженерного гения — построенный без арматуры, двухслойный восьмигранный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем, стал символом Флоренции. Создав его Филиппо Брунеллески дал мощный импульс новаторскому развитию итальянской архитектуры, купол по праву может быть назван первым крупным достижением инженерной мысли в период Раннего Возрождения.