Первоначальный проект собора
Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436)
Арнольфо ди Камбио, которому было поручено строительство собора Санта Мария дель Фьоре, был главным архитектором городского Совета и к этому времени успел прославиться благодаря строительству францисканской церкви Санта Кроче. Средокрестье собора он задумал увенчать огромным куполом, подчинив ему всю композицию здания. Это был грандиозной замысел, покрытие куполом алтарной части содержит в зародыше идею центрического купольного храма, которая будет разрабатываться зодчими Высокого Возрождения.
Собор стал гордостью жителей Флоренции, а строительство велось под девизом: «воздвигнуть церковь такой по величине и великолепию, чтобы нельзя было потребовать человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки». В послании флорентийского правительства от 1296 г. Арнольфо ди Камбио содержалось напутствие: создать такое сооружение, в котором бы билось «сердце, ставшее очень большим, ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Собор призван был стать символом богатства и мощи Флоренции. Закладка фундамента нового кафедрального собора была отпразднована с великой торжественностью в день рождества Богородицы в 1296 году.
Собор выполнен в виде латинского креста с тремя нефами, разделенными огромными пилястрами, и хорами, от которых ответвляются два боковых трансепта и полкруглая абсида. Имея 150 метров в длину, флорентийский кафедральный собор является третьим в мире по величине христианским храмом после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне.
Хотя в этот период господствующим архитектурным стилем была готика, Арнольфо задумал базилику, отличающуюся классической роскошью, с тремя широкими нефами, сходящимися в высоком алтаре, где должна была находиться кафедра в форме трилистника, на которую должен был опираться купол. Являясь по конструкции готическим собором, Санта Мария дель Фьоре сдержанностью и соразмерностью частей отражает дух классицизма, унаследованного Флоренцией непосредственно от Рима. Контрасты и вертикальные диспропорции готики здесь приглушены совершенством композиции, в основе которой лежит идеальный квадрат со сторонами 38 метров. Этот же размер высоты центрального нефа и ширина всего собора.
При Арнольфо был построен фасад и выполнена инкрустация его нижней части, заново была выполнена в неоготическом стиле в ХIХ в. После смерти архитектора Арнольфо ди Камбио, на этом посту побывали Андреа Пизано, Джотто и Франческо Таленти, была построена колокольня, и выполнен новый проект купола: центральный неф был разделен на четыре квадратных придела,
Базиликальная часть собора поражает размахом единого, легко обозримого пространства, торжественной монументальностью. Простор помещения подчеркивается строгим и простым интерьером. Готическая конструкция получила чисто итальянское истолкование: вертикаль стрельчатого свода подчинилась горизонтали мощного карниза и широкого шага опор, пучки колонн превратились в пилястры коринфского ордера.
Из-за особенностей планировки средневековой Флоренции площадь, где стоит собор Санта Мария дель Фьоре, оказалась слишком тесной для такого огромного сооружения: здание храма занимает ее почти целиком, такое решение характерно для средневекового города, но в XV веке воспринималось как грубое нарушение законов архитектурной композиции. В трактате Альберти упоминается подобная ошибка: «Мне нравятся те храмы, которые по величине соответствуют размерам города. Огромными же размерами я... поражаюсь неприятно».