Образование Филиппо
Филиппо Брунеллески родился в 1377 году. Он был на семь лет моложе Леонардо Бруни, на год старше Гиберти и на девять лет старше Донателло. В отличие от других флорентийских художников, обычно происходивших из ремесленной среды, Брунеллески являлся выходцем из более состоятельных кругов флорентийского общества. Филиппо Брунеллески был вторым из трех сыновей известного флорентийского нотариуса Сера Брунеллеско ди Липпо Лапи и Джулианы Спини. Нотариусы в те времена входили в состав старших цехов, определявших всю политическую жизнь Флоренции.
В качестве доверенного лица «Десяти балии», своего рода военного министерства, отец Филиппо выполнял различные ответственные дипломатические поручения, ездил в Вену, в Ломбардию, в Романью. Его жена принадлежала к знатному роду Спини. Она принесла в качестве приданого своему мужу дом, который позднее перешел по наследству к Филиппо и в котором он прожил всю жизнь (на углу пьяцца дельи Альи).
В числе именитые граждан города, собранных для утверждении окончательного проекта купола флорентийского собора в октябре 1367 года принимал участие отец Брунеллески, с детских лет Филиппо Брунеллески был свидетелем бесконечных споров, вевшихся по поводу строительства собора.
Флоренция живо интересовалась не только гуманистической литературой, но и точными науками, помогавшими развиваться новой технике. Обследование рукописных фондов флорентийских библиотек не оставило никаких сомнений в том, что во Флоренции широкое хождение имели рукописные списки с сочинений по оптике и перспективе, математике, геометрии, физике, астрономии, труды Евклида, Архимеда, Афтолия, Феодосия, Менелая, Альхазена, Иордана Неморариуса, Леонардо Фибоначчи, Кампано да Новара, Брэдуордина, Савасорда, Пекама, Бекона, Гроссетеста, Витело, Альберта Саксонского, Буридана, Бьяджо Пелакани, объединявшие все лучшее античной и средневековой наука.
Согласно старым источникам, Филиппо получил широкое гуманистическое образование, так как отец готовил его к той же деятельности. Он владел латинским языком, превосходно знал Священное Писание, был большим знатоком «Божественной комедии» Данте, изучал арифметику и геометрию, причем своими познаниями удивлял Паоло Тосканелли, замечательного ученого, оказавшего сильное влияние на Николая Кузанского, Региомонтана, Альберти и Колумба.
Склонность к искусству заставила его, однако, свернуть с предначертанного отцом пути и поступить в обучение к ювелиру. В те времена будущие скульпторы и архитекторы начинали свою деятельность, работая учениками в мастерских, часто в ювелирных, и постепенно, по мере изучения профессии и за счет личных качеств, ученик мог стать мастером и открыть свою мастерскую. Тогда ювелирное дело было тесно связано со скульптурой и архитектурой. Ювелиры, золотых дел мастера выполняли различные реликварии, иногда очень значительные по размерам, которые часто воспроизводили храмовые постройки. По традиции, основным источником сведений считается биография Брунеллески, приписываемая Антонио ли Туччио Манетти (1423-1497), написанная более чем через 30 лет после смерти архитектора. Манетти так рассказывает о детстве и ранней юности Брунеллески:
«Как это принято у людей состоятельных и как это в большинстве случаев делается во Флоренции, Филиппе с раннего возраста обучался чтению, письму и счету, а также немного латыни; отец его был нотариусом и думал, что сын займется тем же, потому что среди тех, кто не собирался становиться доктором, или юристом, или священником, мало кто в то время изучал латынь или кого заставляли ее учить. Филиппе был очень послушным, прилежным, робким и стыдливым, и это ему служило на пользу больше, чем угрозы, - в то же время он был честолюбив, когда нужно было чего-либо добиться. С самых ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно. Когда отец решил, согласно обычаю, обучать его ремеслу, Филиппе выбрал ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился. Благодаря своим занятиям живописью Филиппе скоро стал профессионалом в ювелирном ремесле и, на удивление всем, очень преуспел; в черни, и в смальте, и в рельефе по камню, и в резьбе, гранении и полировке драгоценных камней он в короткое время стал превосходным мастером, и так было во всем, за что он брался, и в этом искусстве и во всяком другом он добивался успеха гораздо большего, чем это казалось возможным в его возрасте».
Разносторонне одаренный человек, Брунеллески в дальнейшем пробовал свои силы в разных областях художественного творчества. С молодых лет Брунеллески проявлял интерес к точным наукам и очень скоро стал выдающимся конструктором и изобретателем технических новинок.
Первый историограф Ренессанса Джорджо Вазари пишет, что Брунеллески относился к людям, которые «обладают духом, исполненным такого величия и сердцем, исполненным столь безмерного дерзания, что они в жизни никогда не находили себе успокоения, пока не возьмутся за те вещи трудные и почти невыполнимые и не доведут их до конца на диво тем, кто их созерцает...».
И как художник и как человек Брунеллески обладал большой цельностью. Маленького роста, невзрачный на вид, он был сгустком энергии. Его воля побеждала всюду — и в нахождении новых строительных вариантов, и в определении верных, наиболее гармоничных пропорций, и в решении сложнейших технических задач.
Флоренция, в которой жил и творил Брунеллески, Флоренция послед ней четверти XIV века - первой четверти XV века, была городом еще вполне средневековым. В последние десятилетия XIV века, в годы детства и юности Брунеллески, вследствие эпидемии чумы и разного рода бурных политических событий строительство в городе было приостановлено, а если и велось, то очень медленно. Не обремененный «опытом предшествующих поколений», воспринявший эстетику гуманизма, утверждающего силу разума, ценность и значение человеческой жизнии, изучивший архитектуру античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры, который мы называем Ренессансом.