Хроника дальнейшего сторительства храма
Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436)
Официальное начало строительных работ было отмечено 7 августа 1420 года торжественным завтраком. Завершен купол был в 1436 году без фонаря, достроенного по чертежам Брунеллески уже после кончины мастера.
Благодаря сохранившимся документам можно восстановить все основные этапы этой постройки:
- В 1413 году были завершены стены восьмигранного тамбура, предусмотренные проектом 1368 года, причем они были выложены из особого сорта кирпича, предложенного Брунеллески.
- В 1417 году он выполнил две деревянные модели купола.
- В августе 1418 года был объявлен конкурс. В этом же году Филиппо (в сотрудничестве с Нанни ди Банко и Донателло) изготовил модель из кирпича, чтобы продемонстрировать возможность возведения купола без контрфорсов, без открытых связей и без лесов, в которую в 1420 году вносит поправки.
- 16 апреля 1420 года Брунеллески, Гиберти и Баттиста д'Антонио назначаются попечителями по возведению купола и составляют совместную докладную записку.
- 7 августа этого же года приступили к выкладке купола, которая была завершена лишь в августе 1434 года.
- С октября 1420 года Брунеллески начал получать жалованье, правда, весьма скромное, поскольку считалось, что он осуществляют лишь общее руководство и не обязан бывать на строительной площадке регулярно.
- 5 июля 1423 года в документе признаются заслуги Брунеллески и он уже именуется «изобретателем и управителем» купола, и два года спустя ему назначается высокое денежное содержание. Так смелое новаторство Филиппо сломило наконец консерватизм строительной комиссии, и она отдала ему решительное предпочтение перед Гиберти, хотя и бывшим «мужем многоопытным», но не поспевавшим за дерзновенным полетом технической мысли Брунеллески. За это время Филиппо изобрел ряд машин для подъема тяжестей, заменил в верхних частях каменную кладку кирпичной, усовершенствовал систему связей, уточнил крутизну ребер и наружного профиля.
- В 1425 году, после пяти лет активного строительства возникла новая дискуссия о недостаточном освещении купола собора. Несмотря на ревизию, Брунеллески и Гиберти остались на посту руководителей строительства.
- В 1428 году, когда купол возведен уже на 2/3 высоты, последовала новая ревизия; спустя год — еще одна.
- В 1429 году боковые стены дали трещины — Брунеллески считал, что из-за ошибок при возведении самого собора. Он предложил для укрепления стен пристроить боковые капеллы, которые будут играть роль контрфорсов — пока что, за неимением денег, Брунеллески до лучших времен устанавливает внутренние железные тяги. Брунеллески и Гиберти снова было поручено выполнить модель обновленного собора с куполом и фонарем.
- В 1429 году работы пришлось в значительной степени свернуть из-за неудачной войны с Луккой и отсутствием финансирования, в полную силу возобновились они только летом 1431 года.
- В 1430 г. добавляются экседры с небольшими нишами в основании огромного свода купола, которые должны подчеркнуть его легкость и парение в пространстве.
- В 1436 году флорентийская синьория обратилась к папе римскому Евгению IV , который бежал из Рима и два года жил во Флоренции, с просьбой освятить подкупольное пространство и капеллы собора. 25 марта 1436 года (флорентийский новый год) папа Евгений IV освятил подкупольное пространство с новым алтарем, при этом в описании торжества ничего не говорится ни об архитекторах, ни о самом куполе. Это было скорее политическим актом, чем свидетельством окончания работ: купол по проекту Брунеллески еще достраивался. Но торжественный всенародный праздник стал важным событием в истории города.
- 30 августа 1436 года состоялась церемония «последнего камня» в соборе.
Однако работы еще не закончены — снаружи купол еще в лесах.
Опять объявляется конкурс по проектированию фонаря, котором опять побеждает проект Брунеллески,
Его фонарь призван закрепить ось вращения и перспективный центр всей системы.
- 13 января 1443 года прибыл во Флоренцию первый мраморный блок для фонаря.
- 8 марта 1446 года — за месяц до кончины мастера было отпраздновано начало работ. Фонарь был закончен двадцать лет спустя по чертежам Брунеллески уже после кончины мастера, медный шар, завершающий всю архитектурную композицию выполнен в 1469 году, а установлен еще двумя годами позже.
- В 1587 году был разрушен фасад собора, строительство которого было начато по проекту Арнольфо ди Камбио, но так и не было доведено до конца. С этого момента в течение почти трех веков предлагались различные проекты и проводились конкурсы на осуществление нового фасада собора.
- В 1871 году был одобрен проект архитектора Эмилио де Фабрис.
- В 1887 году перестройка и облицовка мрамором фасада собора завершилась. Сегодняшний фасад сильно отличается от предыдущих вариантов, он выполнен с одним типом мрамора, но разных цветов: белого – из карьеров Каррары, зеленого – из Прато и розового – из Мареммы. Среди благотворителей, способствовавших завершению строительства фасада собора, числится и наш соотечественник промышленник Демидов, его герб помещен справа от главного входа.
В сочетании с тщательно продуманной системой связей Брунеллески обеспечил возведенному им куполу такую крепость и устойчивость, что он гордо возвышается над Флоренцией и по сей день. Как написал П. Франкль, «это было создание человека, движимого патриотизмом, личной жаждой славы и желанием достичь недостижимого; человека, наделенного ясным разумом, готовым терпеливо выжидать и преодолевать все трудности, противопоставляемые ему мертвой массой материала и живой массой его сограждан».
Базилика была свидетелем многих великих событий в истории города, местом знаменитых проповедей доминиканского монаха Савонаролы. Собор был также свидетелем трагедии, известной как «заговор Пацци», которая разыгралась на Пасху 1178 года. По поручению папы Сикста IV и флорентийского семейства Пацци несколько убийц покушались на жизнь Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано Медичи. Джулиано был убит, а Лоренцо с помощью друзей удалось спастись в одной из ризниц Собора. В нем проходило открытие Совета Флоренции 2 марта 1439 года, на котором было достигнуто временное примирение Ортодоксальной и Католической церкви.